Обновленное содержание основного образования
Обновленное содержание основного образования
Подлежит опубликованию в Собрании
актов Президента и Правительства Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития
образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы (далее –
Программа).
2. Правительству Республики
Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить по
согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий
по реализации Программы;
2) представлять в Администрацию Президента
Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и
порядке, определяемые Указом Президента
Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах
дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике
Казахстан".
3. Центральным и местным
исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно
подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по
реализации Программы.
4. Признать утратившими силу
некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к
настоящему Указу.
5. Контроль за исполнением
настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики
Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в
действие со дня подписания.
|
Президент |
|
|
Республики
Казахстан |
Н.Назарбаев |
<!--
[if !supportLineBreakNewLine]
-->
<!--
[endif]
-->
|
УТВЕРЖДЕНА |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития образования и науки Республики Казахстан
на 2016 - 2019 годы
Астана, 2016 год
1. Паспорт Программы
|
Наименование
Программы |
Государственная
программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019
годы (далее – Программа) |
|
Основание для
разработки |
Указ Президента
Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом
плане развития Республики Казахстан до 2020 года"; |
|
Государственный
орган, ответственный за разработку Программы |
Министерство
образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН РК) |
|
Государственные
органы, ответственные за реализацию Программы |
Министерство
образования и науки Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан, Министерство здравоохранения и социального развития
Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики
Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство культуры
и спорта, Министерство национальной экономики Республики Казахстан,
Министерство внутренних дел Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и
Алматы, областей |
|
Цель Программы |
Повышение
конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала
для устойчивого роста экономики |
|
Цели
Программы |
обеспечение
равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению; |
|
Задачи
Программы |
улучшение
качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и
повышение престижа профессии; |
|
Сроки реализации |
2016 - 2019
годы |
|
Целевые
индикаторы |
доля детей 3-6
лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному
содержанию, в 2017 году – 87,5 %, в 2019 году – 100 %; |
|
Источники и
объемы финансирования |
На реализацию
Программы в 2016 - 2019 годах будут направлены средства бюджета, а также
другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие
затраты из бюджета на реализацию Программы составят 1 423,4 млрд. тенге (РБ –
1 153,0 млрд. тенге, МБ – 252,4 млрд. тенге) |
2. Введение
Мир
живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и
внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность
человеческих ресурсов.
В этих условиях образование и наука должны быть
на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания
только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые
образовательные стратегии и политики.
Современный этап модернизации казахстанской
системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного
дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые
профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и
творческие компетенции.
Принятый в 2011 году Закон Республики
Казахстан "О науке" открыл новые возможности для передовых научных
достижений.
Развитие казахстанской науки во благо интересов
экономики и бизнеса обозначено в Законе Республики
Казахстан "О коммерциализации результатов научной и (или)
научно-технической деятельности".
В 2015 году внесены изменения и дополнения
в Закон Республики
Казахстан "Об образовании". Законодательно регламентируется поэтапный
переход на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение,
получение первой рабочей профессии в колледжах бесплатно, переход от
государственной аттестации к независимой аккредитации колледжей и вузов и
др.
Особый статус и государственная поддержка
молодежи обозначены в новом Законе Республики
Казахстан "О государственной молодежной политике".
Тем самым создана основа для реализации новых
образовательных стратегий и научных достижений.
Программа разработана на основе Плана Нации "100
конкретных шагов" с учетом ведущих мировых трендов.
Программа прошла широкое обсуждение в
педагогической и научной общественности. Учтены предложения работодателей, бизнес-сообщества
и международных экспертов.
3. Анализ текущей ситуации
В Глобальном индексе конкурентоспособности 2015 - 2016 года Всемирного
экономического форума (далее – ВЭФ) Казахстан занимает 42 позицию среди 140
стран мира. Из 12 индикаторов образования и науки прогресс достигнут по 8, в
том числе по качеству системы образования и научно-исследовательских
организаций, доступу школ к интернету, доступности исследовательских и
образовательных услуг.
Прогресс страны в достижении целей развития
тысячелетия отмечает ЮНЕСКО. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по
индексу развития образования.
Образование – один из трех основных субъективных
факторов рейтинга человеческого развития Программы развития организации
объединенных наций (далее – ПРООН). В 2015 году Казахстан вошел в группу стран
с высоким уровнем развития, заняв 56-е место среди 188 экономик мира.
Значительный прогресс Казахстана в охвате детей
от 1 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением отмечен ЮНЕСКО в докладе "Образование
для всех 2000 - 2015 годов: достижения и вызовы".
Значительно улучшены результаты казахстанских
15-летних обучающихся по математической и естественно-научной грамотности в
PISA-2012.
Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами
зарубежным сверстникам в международных интеллектуальных олимпиадах и научных
соревнованиях. В национальной копилке страны только в 2015 году 252 золотых,
336 серебряных и 579 бронзовых медалей.
В 2015 году впервые студенты колледжей страны
приняли участие в международном чемпионате WorldSkills Competition в Бразилии.
В общекомандном зачете Казахстан занял 50 позицию среди 55 стран мира.
Признана соответствующей международным
стандартам образовательная деятельность высшей школы страны. Девять
университетов отмечены в рейтинге QS-2015.
В 2013 году Казахстан занял 27 позицию среди 170
стран мира в Глобальном индексе развития молодежи. Международные эксперты
отмечают положительные тенденции трудоустройства и участия молодежи в
политической жизни страны.
2016 год ознаменован ратификацией
Казахстаном Конвенции о
борьбе с дискриминацией в области образования и Конвенции о правах
инвалидов. Все положения конвенций обозначены в законодательстве страны, в том
числе и Законе Республики
Казахстан "Об образовании". Доступность качественного обучения для
всех на основе полного равенства в зависимости от способностей и желания
каждого реализуется на всех уровнях казахстанского образования.
Это стало возможным благодаря целевой поддержке
всех инициатив образования и науки на государственном уровне, частным сектором
и гражданской общественностью страны.
Вместе с тем в контексте новых вызовов сложного
и динамично развивающего мира имеются факторы, сдерживающие обеспечение
высокого качества образования и науки.
Приоритетными направлениями в период 2011 - 2015
годов стали подготовка законодательной базы, инфраструктурное развитие и
наращивание ресурсного потенциала образования и науки.